Для реализации проекта, вне всякого сомнения, потребуется информационная и правовая поддержка Комитета по Социальной политике Санкт-Петербурга, в связи с многоранностью и сложностью задуманного.

НЕКОТОРЫЕ БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ, КАК ОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

Работа по профессиональной реабилитации связана с решением следующих проблем:

1. Трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями крайне затруднено как по причине количественного превышения числа инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, над подходящими для них вакансиями, так и в связи с профессионально-квалификационным дисбалансом спроса и предложения данной категории рабочей силы. Это обстоятельство способствует присвоению статуса «безработного» основной части зарегистрированных инвалидов.

2. В разделе «Профессиональная реабилитация» ИПР рекомендации по труду указываются порой без учета профессиональных навыков.

3. Для основной массы инвалидов, обращающихся по вопросу регистрации в целях поиска подходящей работы, в ИПР указывается узкий перечень профессий (например, вахтер, контролер, лифтер). В массовом количестве обычно такие специалисты не требуются.

4. Имеются случаи, когда инвалиды не знакомы с рекомендациями по труду и от предлагаемых вариантов трудоустройства, указанных в ИПР, отказываются, ссылаются на то, что совсем не могут трудиться.

5. В связи с тем, что узкий перечень профессий, указанных в ИПР, не позволяет трудоустроить часть инвалидов, они имеют низкую мотивацию к труду и после окончания периода безработицы вновь обращаются для регистрации в качестве безработного.

6. При оформлении новой ИПР не учитывается предыдущая работа органов службы занятости населения с данными гражданами; отсутствуют предложения по профессиональной подготовке и переподготовке инвалида.

7. Создание специальных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями требует отдельного финансового обеспечения.

8. В государственной поддержке нуждаются и специализированные учебно-производственные предприятия Всероссийского общества глухих (ВОГ) и Всероссийского общества слепых (ВОС).

9. Наиболее сложная ситуация с детьми-инвалидами. Чтобы стать востребованными на рынке труда, им нужен высокий уровень образования и профессиональной подготовки. Однако сегодня общество не готово предложить им гарантированную возможность стать полноценными его членами и перспективу стать востребованными на рынке труда.

Трудоустройство инвалидов может осуществляться не только через органы службы занятости населения, но и при непосредственном обращении инвалидов к работодателям.

Однако при самостоятельном поиске работы возникают определенные трудности:

— отсутствие регулярной и доступной информации об имеющихся вакансиях;

— частые отказы инвалидам в приеме на работу еще до собеседования;

— дискриминация.

Увы это так, причем дискриминацию можно объединить в четыре типа:

1. Психологическая дискриминация – работодатель может принять заявление, но делает это столь неохотно, что инвалид даже не захочет узнать результат своего визита. 2. Статистическая дискриминация – работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из «листа ожидания» на том основании, что «последние исследования» и статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно.

3. Дискриминация по требованиям – работодатель сознательно завышает критерии к навыкам работников для выполнения определенного вида работы под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы.

4. Чистая дискриминация – работодатель отказывает в приеме на работу всем инвалидам, так как считает, что инвалид не может выполнять ту или иную работу либо что он создает «большие проблемы» для работодателя. Это в полной мере касается банков при отказах в кредитах.

5. дискриминация из за социальной политики — отказ под предлогом, что у инвалидов есть другие формы дохода (пенсия, пособия и т.д.)

6. дискриминация «по возражению других» отказ под предлогом, что другие работники отказываются трудиться рядом

Содержание занятости инвалидов предполагает необходимость формулировки:

• Материальная : занятость является средством достижения материальной независимости и самообеспечения для данной категории населения.

• Социальная : занятость инвалидов выступает как естественное условие человеческого существования, социальной интеграции в общество, социального самоутверждения -личности, поднимая его престиж как в семье, так и в обществе.

• Реабилитационная: заключающаяся в частичной или полной реабилитации инвалидов в связи с трудовой деятельностью. Правильно рекомендованный труд и образ жизни позволяют компенсировать нарушенные функции, способствуют улучшению физического и морального состояния человека, восстановление профессиональной трудоспособности в доступных и показанных инвалиду по состоянию здоровья видах и условиях труда.

♦ Экономическая: возможность занимать экономически целесообразные рабочие места в целях создания материального и духовного богатства общества, снижение количества иждивенцев получающих пособие из государственного бюджета.

♦ Общественная: признание обществом полезности труда инвалида, вовлечения его в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, личными склонностями и интересами.

♦ Стимулирующая: раскрывает смысл жизни, побуждает инвалида повышать конкурентоспособность, достигать определенных высот и успехов в жизни.

Необходимо рассматривать содержание занятости инвалидов, как части трудовых ресурсов, на основе комплексной взаимосвязи ее ценностной общечеловеческой сути, учитывая взаимодействие основных субъектов системы социально-трудовых взаимоотношений, включающих особенности занятости инвалидов, обусловленные действием факторов, под влиянием которых занятость инвалидов формируется, а именно:

1. Занятость инвалидов представляет собой сложную систему социально-экономических отношений по поводу включения инвалидов в сферу общественного производства в связи с наличием у каждого гражданина объективной возможности участвовать в общественно-полезном труде в соответствии со своими возможностями и потребностями, а так же по поводу использования труда инвалидов, соединения их со средствами производства на определенных рабочих местах, приемлемых для данной категории и позволяющих эффективно использовать и приумножать трудовой потенциал инвалида.

2. Содержание занятости инвалидов включает в себя особенности, обусловленные действием ряда факторов, оказывающих влияние на развитие

занятости инвалидов в современных условиях: физиологические, социально-экономические (производственные, непроизводственные).

3. Взаимосвязь рассмотренных экономических, физиологических, юридических и социальных факторов занятости инвалидов, обуславливает необходимость и возможность использования труда инвалидов в период перехода к социально-ориентированному постиндустриальному развитию экономики.

Занятость инвалидов на предприятиях методом квотирования рабочих мест сопряжена с рядом экономических, социальных, правовых, организационных противоречий, складывающихся на макро-, мезо-, микроуровнях. Повышение занятости инвалидов в России во многом сдерживается отсутствием адекватным современным условиям политики государства. Существующие мероприятия, обеспечивающие преемственность, комплексность проводимых мер, в условиях отсутствия эффективной связи между системами социального обеспечения и реабилитации, высокого уровня безработицы, содействует фактическому исключению людей с ограниченными возможностями из разряда полноценной рабочей силы, поощряет их пассивное социально-профессиональное поведение.

В настоящее время в России, несмотря на декларацию приоритета действий, направленных на активизацию и более полную реализацию социально-профессионального потенциала инвалидов в рамках социально-экономической политики государства, а также действий законодательства, запрещающего дискриминацию инвалидов в трудовой деятельности, на государственном и региональном уровне не достаточно четко разработана программа содействия занятости инвалидов.

Степень эффективности занятости инвалидов связана с обеспечением равновесия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, которое достигается через согласование интересов всех субъектов рынка труда.

Предлагаемые цели легче достигуть при усиления финансовой, информационной, методической, организационной поддержки проектов профессиональной реабилитации инвалидов, в области развития системы образования и переобучения инвалидов, интегрированных формы образования, в области стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства, в области создания экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда, внедрения новых социально-ориентированных технологий, развития специальной инфраструктуры органов ФСЗН позволят эффективно использовать труд инвалидов в общественном производстве.